Источники и потребители медицинских данных

Источники и потребители медицинских данных. В статье рассматривается логическая структура рынка медицинских данных. Определяются типы потребителей и источников, недостатки и варианты использования источников, а также отличие HealthOS от других типов источников.

Определим существующий ландшафт рынка медицинских данных.

Источники и потребители медицинских данных

Источники

На рынке медицинских данных известно три типа источников

  1. Закрытые источники. Это источники, существующие в закрытых проектах или структурах, недоступные для потребителей, которые не входят в проекты или структуры.
  2. Открытые источники. Это источники, доступные для всех или практически всех потребителей, которые имеют техническую возможность получения данных.
  3. Синтетические данные. Это внутрипроектные источники данных, созданных для решения какой-то типовой задачи.

Потребители

На рынке медицинских данных известно четыре типа потребителей

  1. Фарма. Это фармакологические компании или коммерческие исследовательские организации, действующие в интересах и по заявке фармакологических компаний.
  2. Наука. Это университеты, научные коллективы или отдельные ученые, занимающиеся прикладной или фундаментальной наукой.
  3. Вендоры. Это страховые компании, компании-разработчики медицинских продуктов или конструкторские бюро, действующие в интересах и по заявке страховых компаний или компаний-разработчиков.
  4. Стартапы. Это малые и средние компании, ведущие свою деятельность по разработке и выводу на рынок медицинских продуктов на средства грантов и/или внешних инвесторов.

Как показано на рисунке выше, каждый тип потребителя может использовать данные от каждого типа источника.

Недостатки и варианты использования источников

У каждого источника медицинских данных имеются свои недостатки и целесообразные варианты его использования. Рассмотрим их.

Закрытые источники

Из-за того, что рынок медицинских данных еще не развит и находится в начальной стадии становления, закрытые источники имеют существенные недостатки:

  • Данных мало. Количество данных ограничено отдельными выборками.
  • Низкое качество данных, что требует дополнительных трудозатрат для улучшения качества данных.

Целесообразные варианты использования:

  • Разработка функциональных макетов.
  • Проведение научных и клинических исследований.

Открытые источники

Открытые источники имеют существенные недостатки:

  • Данных мало. Количество данных ограничено отдельными выборками.
  • Данные не согласованные (разрозненные). Порой выборки данных не согласованы между собой по параметрам адресации или навигации.
  • Низкое качество данных, что требует дополнительных трудозатрат для улучшения качества данных.
  • Высокий риск злонамеренных вставок (риск растет с каждым годом).

Целесообразные варианты использования:

  • Разработка функциональных макетов.
  • Проведение научных исследований.

Синтетические данные

Синтетические источники имеют существенные недостатки:

  • Не содержат фактической информации.
  • Не годятся в качестве юридически-значимого доказательства качества работы алгоритма (для медицинских целей).
  • Требуются дополнительные трудозатраты для синтеза данных.

Целесообразные варианты использования:

  • Интеграционное и нагрузочное тестирование.
  • Прогрев моделей и микросервисов.

Отличие HealthOS

HealthOS на концептуальном уровне решает проблему рынка медицинских данных — проблему недоверия медицинской информации. Решение указанной проблемы закреплено в изобретении способ управления рисками искажения медицинской информации. Модель доверия медицинской информации, определенная в изобретении, лежит в основе программного кода Фабрики данных. Таким образом, HealthOS является новым типом поставщиков — поставщиком доверенных медицинских данных.

Какие преимущества и варианты использования предлагает новый тип поставщика — поставщик доверенных данных?

Преимущества

У поставщика доверенных данных имеются следующие группы преимуществ

  • Экономические преимущества
  • Технологические преимущества
  • Технические преимущества.

Экономические преимущества

  1. Данные поставляются как «дата-продукт». Используется модель учёта затрат OPEX.
  2. Дата-продукт поставляется на основе договора о поставке данных, который заключается между Поставщиком и Потребителем данных. При регулярных поставках один договор существенно экономит время и трудозатраты на юридические процедуры.
  3. Договор о поставке данных содержит приложение «Соглашение о качестве данных» (SLA), в котором определяется финансовая ответственность Поставщика за отклонения качества данных за рамки определенного в соглашении диапазона. При отклонении от целевого диапазона качества Поставщик компенсирует  дополнительные расходы, возникающие у Потребителя.

Технологические преимущества

  1. Дата-продукт представляет собой набор медицинских записей.
  2. Каждая запись в наборе является доверенной.
  3. Доверенные записи могут быть использованы в качестве обучающих или тестовых выборок без дополнительных затрат на стабилизацию качества данных.
  4. При регулярных поставках, пайплайн обработки данных без этапа стабилизации качества данных существенно экономит время и трудозатраты на разработку и эксплуатацию всего пайплайна.

Технические преимущества

  1. Дата-продукт имеет машиночитаемую форму и поставляется через API.
  2. При регулярных поставках однократная интеграция существенно экономит время и трудозатраты на получение заданных результатов.

Варианты использования

HealthOS предлагает виртуальную лабораторию — новый формат лабораторий, ориентированных на научные коллективы и отдельных исследователей в режиме self-driving lab.

Интерес научного сообщества к новому формату лабораторий обусловлен тем, что виртуальная лаборатория решает задачу смены материальной базы научных исследований с физической на цифровую. Гибкая цифровая материальная база, реализованная в форме виртуального автоматизированного рабочего места, облегчает фокусирование на фронтирных исследованиях, более удобных организационных формах деятельности, что усиливает интенсивность отдельных экспериментов и исследований в целом.

Варианты использования виртуальной лаборатории

  1. Экспертная поддержка
  2. Вывод ИИ-продукта на медицинский рынок
  3. Разработка концепции ИИ-продукта
  4. Разработка ИИ-продукта
  5. Клиническая апробация ИИ-продукта
  6. Клинические испытания ИИ-продукта.

Что дальше?

Для получения консультации по вопросу использования Виртуальной лаборатории отправьте на адрес sales@rtlab.ru электронное письмо, указав в теме письма «Консультация по вопросу использования Виртуальной лаборатории», а в теле письма — ваши контактные данные для продолжения диалога.

Оставьте комментарий