Источники и потребители медицинских данных. В статье рассматривается логическая структура рынка медицинских данных. Определяются типы потребителей и источников, недостатки и варианты использования источников, а также отличие HealthOS от других типов источников.
Определим существующий ландшафт рынка медицинских данных.
Источники
На рынке медицинских данных известно три типа источников
- Закрытые источники. Это источники, существующие в закрытых проектах или структурах, недоступные для потребителей, которые не входят в проекты или структуры.
- Открытые источники. Это источники, доступные для всех или практически всех потребителей, которые имеют техническую возможность получения данных.
- Синтетические данные. Это внутрипроектные источники данных, созданных для решения какой-то типовой задачи.
Потребители
На рынке медицинских данных известно четыре типа потребителей
- Фарма. Это фармакологические компании или коммерческие исследовательские организации, действующие в интересах и по заявке фармакологических компаний.
- Наука. Это университеты, научные коллективы или отдельные ученые, занимающиеся прикладной или фундаментальной наукой.
- Вендоры. Это страховые компании, компании-разработчики медицинских продуктов или конструкторские бюро, действующие в интересах и по заявке страховых компаний или компаний-разработчиков.
- Стартапы. Это малые и средние компании, ведущие свою деятельность по разработке и выводу на рынок медицинских продуктов на средства грантов и/или внешних инвесторов.
Как показано на рисунке выше, каждый тип потребителя может использовать данные от каждого типа источника.
Недостатки и варианты использования источников
У каждого источника медицинских данных имеются свои недостатки и целесообразные варианты его использования. Рассмотрим их.
Закрытые источники
Из-за того, что рынок медицинских данных еще не развит и находится в начальной стадии становления, закрытые источники имеют существенные недостатки:
- Данных мало. Количество данных ограничено отдельными выборками.
- Низкое качество данных, что требует дополнительных трудозатрат для улучшения качества данных.
Целесообразные варианты использования:
- Разработка функциональных макетов.
- Проведение научных и клинических исследований.
Открытые источники
Открытые источники имеют существенные недостатки:
- Данных мало. Количество данных ограничено отдельными выборками.
- Данные не согласованные (разрозненные). Порой выборки данных не согласованы между собой по параметрам адресации или навигации.
- Низкое качество данных, что требует дополнительных трудозатрат для улучшения качества данных.
- Высокий риск злонамеренных вставок (риск растет с каждым годом).
Целесообразные варианты использования:
- Разработка функциональных макетов.
- Проведение научных исследований.
Синтетические данные
Синтетические источники имеют существенные недостатки:
- Не содержат фактической информации.
- Не годятся в качестве юридически-значимого доказательства качества работы алгоритма (для медицинских целей).
- Требуются дополнительные трудозатраты для синтеза данных.
Целесообразные варианты использования:
- Интеграционное и нагрузочное тестирование.
- Прогрев моделей и микросервисов.
Отличие HealthOS
HealthOS на концептуальном уровне решает проблему рынка медицинских данных — проблему недоверия медицинской информации. Решение указанной проблемы закреплено в изобретении способ управления рисками искажения медицинской информации. Модель доверия медицинской информации, определенная в изобретении, лежит в основе программного кода Фабрики данных. Таким образом, HealthOS является новым типом поставщиков — поставщиком доверенных медицинских данных.
Какие преимущества и варианты использования предлагает новый тип поставщика — поставщик доверенных данных?
Преимущества
У поставщика доверенных данных имеются следующие группы преимуществ
- Экономические преимущества
- Технологические преимущества
- Технические преимущества.
Экономические преимущества
- Данные поставляются как «дата-продукт». Используется модель учёта затрат OPEX.
- Дата-продукт поставляется на основе договора о поставке данных, который заключается между Поставщиком и Потребителем данных. При регулярных поставках один договор существенно экономит время и трудозатраты на юридические процедуры.
- Договор о поставке данных содержит приложение «Соглашение о качестве данных» (SLA), в котором определяется финансовая ответственность Поставщика за отклонения качества данных за рамки определенного в соглашении диапазона. При отклонении от целевого диапазона качества Поставщик компенсирует дополнительные расходы, возникающие у Потребителя.
Технологические преимущества
- Дата-продукт представляет собой набор медицинских записей.
- Каждая запись в наборе является доверенной.
- Доверенные записи могут быть использованы в качестве обучающих или тестовых выборок без дополнительных затрат на стабилизацию качества данных.
- При регулярных поставках, пайплайн обработки данных без этапа стабилизации качества данных существенно экономит время и трудозатраты на разработку и эксплуатацию всего пайплайна.
Технические преимущества
- Дата-продукт имеет машиночитаемую форму и поставляется через API.
- При регулярных поставках однократная интеграция существенно экономит время и трудозатраты на получение заданных результатов.
Варианты использования
HealthOS предлагает виртуальную лабораторию — новый формат лабораторий, ориентированных на научные коллективы и отдельных исследователей в режиме self-driving lab.
Интерес научного сообщества к новому формату лабораторий обусловлен тем, что виртуальная лаборатория решает задачу смены материальной базы научных исследований с физической на цифровую. Гибкая цифровая материальная база, реализованная в форме виртуального автоматизированного рабочего места, облегчает фокусирование на фронтирных исследованиях, более удобных организационных формах деятельности, что усиливает интенсивность отдельных экспериментов и исследований в целом.
Варианты использования виртуальной лаборатории
- Экспертная поддержка
- Вывод ИИ-продукта на медицинский рынок
- Разработка концепции ИИ-продукта
- Разработка ИИ-продукта
- Клиническая апробация ИИ-продукта
- Клинические испытания ИИ-продукта.
Что дальше?
Для получения консультации по вопросу использования Виртуальной лаборатории отправьте на адрес sales@rtlab.ru электронное письмо, указав в теме письма «Консультация по вопросу использования Виртуальной лаборатории», а в теле письма — ваши контактные данные для продолжения диалога.