Медицинские карты знаний HealthOS

В этой статье мы рассмотрим мощную инновацию HealthOS, которая называется «Медицинская карта знаний HealthOS», или просто «Карта знаний». Кроме этого, дадим ответы и на другие сопутствующие вопросы:

  • Каким образом карты знаний связаны с научной системой организации труда в здравоохранении?
  • Кем и как создаются карты знаний?
  • Как используются карты знаний?

Что такое карта знаний?

Карта знаний — это логически и семантически согласованное машиночитаемое представление пространства поименованных признаков заданной предметной области, выполненное на основе единого тезауруса. Карта знаний может иметь статус доверенной. Доверенная карта знаний — это карта знаний, полностью интегрированная в прикладное научное знание, соответствующая нормативной документации и этическим нормам, легализованная путём получения положительных заключений Этического комитета и Ученого совета авторитетного научного или медицинского центра.

Примеры карт знаний:

  1. Санитарно-эпидемиологический режим в ОРИТ. Манипуляции.
  2. Уход за пациентом в ОРИТ. Манипуляции.
  3. Прогноз и купирование фибрилляции и трепетания предсердий. Лечебный процесс.
  4. Система трактовок и представлений кардиальных событий на основе идентификации и визуализации морфологических изменений составляющих кардиоцикла на больших объёмах данных. Патогенез.

Каким образом карты знаний связаны с научной системой организации труда?

Далее в режиме «вопрос-ответ» поговорим о научной системе организации труда в здравоохранении и о том, как карты знаний с ней связаны.

В.1: Что такое научная система организации труда?

О.1:

  1. Научная система организации труда в здравоохранении (НОТ) направлена на совершенствование форм и методов организации труда медицинских работников на основе достижений науки, техники и передового опыта.
  2. Основная цель НОТ в здравоохранении – повышение эффективности и качества медицинской помощи за счет улучшения условий труда, развития духовных интересов медработников и повышения их удовлетворенности своей работой.
  3. Задачи НОТ включают в себя экономические и социальные аспекты, направленные на повышение производительности труда и улучшение условий труда.
  4. Методы НОТ включают изучение трудовых процессов и условий их осуществления, организацию рабочих мест, исследование работоспособности и психофизиологических факторов трудовой деятельности.
  5. Внедрение НОТ в здравоохранении способствует интенсификации труда, росту его эффективности и качества, а также улучшению условий и содержательности труда.

 

В.2: Какую структуру нормативной документации определяет НОТ?

О.2:

  1. Первый уровень — это политика НОТ по оказанию медицинской помощи. Она представлена федеральными законами, ГОСТами, приказами Минздрава.
  2. Второй уровень — это клинические рекомендации НОТ. Клинические рекомендации НОТ учитывают фармакологические свойства препаратов и определяют обобщенные описанияпроцессов диагностики и лечения конкретных нозологий. Клинические рекомендации легализует и публикует Минздрав.
  3. Третий уровень — это технологические процедуры НОТ. Технологические процедуры, именуемые в здравоохранении «стандартные операционные процедуры» (СОП), содержат информацию о последовательности выполнения технологических операций, необходимых материалах и инструментах, а также требования к условиям их выполнения. Технологические процедуры каждое медицинское учреждение определяет самостоятельно.

 

В.3: Как карты знаний HealthOS связаны с НОТ?

О.3:

  1. На основе клинических рекомендаций НОТ создаются следующие карты знаний:
    • Протокол процесса — однозначно определяет процесс лечения или патогенеза. Например, протокол лечебного процесса «Прогноз и купирование фибрилляции и трепетания предсердий», или протокол патогенеза «Система трактовок и представлений кардиальных событий на основе идентификации и визуализации морфологических изменений составляющих кардиоцикла на больших объёмах данных».
    • Протокол процедуры — однозначно определяет технологическую процедуру. Например, протокол процедуры «Постановка центрального венозного катетера».
    • Протокол определения признаков — однозначно определяет набор поименованных признаков формы интерфейса пользователя, алгоритма оригинации или преобразования признаков. Например, протокол формы «Осмотр неврологом», или протокол оригинации «Морфологические признаки кардиоцикла 2-го отведения ЭКГ и их оценочные шкалы», или протокол преобразования «90-й персентиль морфологических признаков кардиоцикла 2-го отведения ЭКГ длительностью 60 минут».
  2. На основе технологических процедур НОТ создаются следующие карты знаний:
    • Протокол процедуры. Например, протокол «Забор крови из периферической вены».
    • Протокол формы. Например, протокол «Перевод пациента внутри стационара».
  3. Более подробно структура карт знаний и её связь с НОТ указаны на схеме.

Карты знаний HealthOS

 

В.4: Что такое доверенное пространство признаков?

О.4:

  1. Под доверенным пространством признаков понимается набор протоколов определения признаков, где каждый протокол содержит логически согласованное иерархически организованное множество признаков, в котором каждый признак соответствует термину тезауруса, имеет определенную единицу измерения и диапазон допустимых значений.
  2. Доверие к пространству признаков возникает в результате получения на все протоколы определения признаков, входящие в состав карты знаний, двух положительных заключений:
    • Этического комитета авторитетного медицинского или научного центра. Это заключение гарантирует, что карта знаний соответствует этическим нормам и нормативной документации, принятым в клинической практике. При этом, Этический комитет взял на себя коллективную ответственность, гарантирующую это соответствие.
    • Ученого совета авторитетного медицинского или научного центра. Это заключение гарантирует, что карта знаний полностью соответствует положениям медицинской науки и клиническим рекомендациям по нозологии, затрагиваемой картой знаний. При этом, Ученый совет взял на себя коллективную ответственность, гарантирующую это соответствие.
  3. В процессе накопления карт знаний, пространство признаков становится языком общения «врач-машина» в терминах, одновременно понятных медицинскому специалисту и машине, что необходимо для управления рисками искажения информации.

 

Кем и как создаются карты знаний?

Карты знаний создаются заинтересованными лицами, в состав которых входят: разработчики, врачи-методисты, научные сотрудники, и другие лица.

Карты знаний разрабатываются в Виртуальной лаборатории, затем, после легализации, интегрируются в общий массив карт знаний и далее используются в Конструкторе; оба компонента являются неотъемлемой частью HealthOS. Разработка карт знаний автоматизирована при помощи локальных LLM, встроенных в Виртуальную лабораторию. Подробнее — в статье Использование RAG, FineTuning и LLM в HealthOS.

 

Как используются карты знаний?

В HealthOS у карт знаний имеется три сценария использования:

  1. Автоматизация медицинской и организационной деятельности врачей и среднего медицинского персонала. В этом случае карты знаний компилируются в исполняемый код программ, которые становятся доступны в Ассистенте.
  2. Генерация внутренней нормативной документации медицинского центра. В этом случае Конструктор позволяет сгенерировать текстовый документ на основе выбранной карты знаний и шаблона. В качестве шаблона может выступать «Должностная инструкция»,  «Стандартная процедура» или «Регламент процесса».
  3. Генерация обучающих или тестовых наборов данных для алгоритмов машинного обучения. В этом случае разработчики используют карты знаний посредством API фабрики данных.

 


Статья создана с помощью большой языковой модели. Для получения консультаций по работе Виртуальной лаборатории — пишите на sales@rtlab.ru, указав в письме «Консультация по использованию Виртуальной лаборатории».