Поставка Научная лаборатория

Общие сведения

Поставка платформы HealthOS в конфигурации «Научная лаборатория» включает в себя

  1. Программные компоненты
  2. Ролевая модель, обеспечивающая высокий уровень информационной безопасности
  3. Вычислительные мощности, которые могут быть расположены локально в научном центре, либо в облаке HealthOS.

Локальное расположение вычислительных мощностей HealthOS целесообразно при наличии большого объема снимаемых с оборудования и анализируемых данных, либо когда данные не могут покидать стены научного центра по причине конфиденциальности. Размещение оборудования HealthOS локально может сократить временя на обработку данных и принятие автоматизированных решений. В остальных случаях дешевле использовать вычислительные мощности в облаке HealthOS.

Программные компоненты

Компонент Описание
1 Лаборатория данных Виртуальное автоматизированное рабочее место со всеми необходимыми инструментами по исследованию данных, управлению проектом и автоматизации процессов научной команды.
2 Конструктор Конструктор представляет собой автоматизированную среду разработки карт знаний и доверенного ИИ в виде программных модулей – автоматизированных рабочих мест (АРМ), микросервисов преобразования данных (DApp), микросервисов семантического декодирования данных (MApp) или сценариев управления процессом (BPM-script). Разработанные в конструкторе карты знаний и программные модули исполняются в Концентраторе, Ассистенте, и BPM Engine.
3 Чат-бот с ИИ Чат-бот обеспечивает удобный интерфейс для взаимодействия с большой языковой моделью (ИИ), которая может быть размещена локально, чтобы исключить утечки конфиденциальной информации. ИИ интегрируется с векторной базой данных, что позволяет использовать чат-бот для диалоговых сессий по анализу информации, которая находится в векторной базе данных.
4 Векторная база данных Векторная база данных может быть размещена локально. Она необходима, чтобы хранить коллекцию документов, научных статей, а также данных, получаемых от медицинского и научного оборудования, которое интегрировано с векторной базой данных.
5 Сервер электронной почты Локальный сервер электронной почты с адресной книгой и календарем, может быть полезен для тех коллективов, которые работают с конфиденциальной информацией. Это решение снижает риски утечек.
6 Сервер для совместной работы Локальный сервер с комфортной автомаитзацией коллективной работы. В составе адресная книга, общий календарь, WEB-портал с личными страницами, безопасный мессенджер, хранение и обмен файлами с отслеживанием версий файлов.
7 Облачный диск Масштабируемое хранилище данных любого объема с быстрым доступом и без тарификации входящего трафика. Может быть размещено на сервере локально или в облаке РТЛАБ. Используется для резервных копий и долгосрочного хранения данных.
8 База знаний База знаний представляет собой хранилище нормативно-справочной информации Минздрава, научных статей и публикаций, карт знаний, медицинских записей и данных мониторинга пациента, а также чат-бот, обеспечивающий автоматизацию работы с накопленными данными и другой неструктурированной информацией на естественном языке (русский, английский). В конфигурации системы, которая поддерживает Чат-бот с ИИ, обеспечивается возможность ведения диалога с доверенным ИИ, который оперирует данными цифрового двойника. Это помогает улучшить понимание и дальнейшее использование накопленных знаний для научных и образовательных целей.
9 Листы доступа Листы доступа (ЛД) в HealthOS основаны на механизме Role-BasedAccess Control (RBAC) Kubernetes. ЛД позволяют администратору точно настраивать, кто и к каким ресурсам может получить доступ. Это критически важно для обеспечения безопасности и контроля над распределенной системой, развернутой в кластере Kubernetes.

RBAC в Kubernetes работает через определение ролей и привязок ролей к субъектам (пользователям, группам, сервисам). Роли определяют, какие операции могут быть выполнены на каких ресурсах, а привязки ролей связывают эти разрешения с конкретными субъектами.

10 Оперативная база данных Оперативная база данных обеспечивает долгосрочное и надежное хранение данных клинических исследований, мониторинга животных или пациентов, автоматизированных процессов, карт знаний и тезауруса.
11 BPM Engine Инфраструктурный компонент системы, обеспечивающий координацию автоматизированных и автоматических процессов, путем исполнения сценариев управления процессами (BPM-scripts).
12 Среда исполнения Инфраструктурный компонент системы, обеспечивающий эластичность и отказоустойчивость вычислений. В среде исполнения работают микросервисы семантического декодирования данных (MApp), микросервисы преобразования данных (DApp), BPM Engine, генеративный ИИ и другие компоненты.

Ролевая модель

Роль Обязанности
1 Аналитик Анализ предметной области для определения и валидации требований к результату исследований. Определение гипотез-кандидатов. Разработка и согласование карты знаний исследования. Мониторинг и оценка результатов работ других участников команды в части достижимости результатов исследования. Взаимодействие с внешними заинтересованными лицами и организациями, при выполнении своих задач.
2 Инженер данных Разработка витрин данных, выполняющих задачи сбора и преобразования данных (ETL — Extract, Transform, Load), включая удаление дубликатов, исправление ошибок в данных, нормализацию и форматирование данных, преобразование данных к внутреннему представлению, контроль качества и семантическую интеграцию данных на основе единого тезауруса карты знаний исследования. В задачи инженера данных также входит создание временных и постоянных хранилищ данных.
3 ML-разработчик Исследование готовых корпусов данных, подбор наилучшей архитектуры и метрик качества модели машинного обучения для решения стоящей задачи. Выявление проблем в данных. Обучение модели и контроль метрик качества модели после обучения.
4 ML-инженер Оптимизация готовых моделей машинного обучения с точки зрения времени исполнения, стабильности работы и объема необходимых вычислительных ресурсов. Подготовка моделей к развертыванию в продуктивную среду.
5 Контролер качества Планирование процесса контроля качества, путем определения критериев качества и методов тестирования. Разработка тестовых сценариев и процедур для проверки функциональности, надежности и безопасности системы ИИ. Анализ результатов тестирования, выявление ошибок и дефектов в системе ИИ. Подготовка отчета о тестировании, с указанием графиков метрик качества ИИ.
6 Контролер модельных рисков Идентификация рисков, оценка значимости рисков, разработка моделей оценки рисков и организационных мероприятий управления рисками, мониторинг проявления рисков в процессе эксплуатации системы ИИ. Анализ результатов мониторинга рисков на этапе эксплуатации, выявление рисков в системе ИИ. Подготовка отчета о выявлении рисков, с указанием графиков метрик качества ИИ. Участие в принятии решений, касающихся разработки, внедрения и использования системы ИИ, учитывая выявленные риски и мероприятия управления ими.
7 Руководитель проекта Планирование проекта, управление ресурсами проекта, контроль хода выполнения проекта, управление рисками проекта, коммуникации с внешними заинтересованными лицами, коммуникации внутри проекта, принятие значимых решений в проекте.
8 Администратор системы Установка, конфигурирование и обновление программного обеспечения платформы. Техническая поддержка пользователей, помощь в решении проблем с программным обеспечением платформы. Архивирование, резервное копирование и восстановление данных. Удаление данных без возможности восстановления при истечении срока архивного хранения медицинских карт пациентов. Мониторинг программного обеспечения платформы и анализ журналов ошибок и выявленных рисков для выявления проблем и принятия мер по их устранению. Планирование расходов на продление и/или приобретение новых лицензий, увеличение мощности ИТ-оборудования. Организация расследований инцидентов, связанных с ошибками пользователей или иными проблемами, за исключением инцидентов информационной безопасности.
9 Администратор информационной безопасности Конфигурирование ролевой модели и листов доступа. Отслеживание аномальной активности пользователей, обнаружение и реакция на попытки взлома, получения доступа к данным в обход ролевой модели, атаки вредоносного ПО и другие инциденты безопасности. Организация расследований инцидентов, связанных с информационной безопасностью. Сотрудничество с правоохранительными органами в случае нарушения безопасности или утечки данных.

Вычислительные мощности

Указана таблица типовых вычислительных мощностей (ресурсов), из которых комплектуется целевая спецификация оборудования, удовлетворяющая потребностям конкретного проекта. Оборудование виртуализуется и поставляется заказчику в виде единой услуги, включая оборудование, размещаемое локально на территории заказчика.

Ресурс Единица измерения Описание
1. vCPU 3.6 GHz Одно виртуальное ядро центрального процессора Высокопроизводительное ядро центрального процессора
2. vCPU 2.4 GHz Одно виртуальное ядро центрального процессора Ядро центрального процессора
3. RAM DDR4 2.4 GHz Один гигабайт оперативной памяти центрального процессора Оперативная память центрального процессора
4. vGPU Nvidia Tesla Один гигабайт оперативной памяти ИИ-акселератора ИИ-акселератор Nvidia Tesla с поддержкой CUDA
5. NVMe PCI Один гигабайт сверхбыстрого NVMe-диска Сверхбыстрый энергонезависимый PCI-диск
6. RAID6 HDD SAS 10K RPS Один гигабайт отказоустойчивого дискового массива Отказоустойчивый быстрый дисковый RAID6-массив на основе HDD SAS 10K RPS дисков (от 8 до 24 дисков)
7. SSD SAS Один гигабайт быстрого SSD-диска Быстрый SSD-диск
8. HDD SAS 10K RPS Один гигабайт быстрого HDD-диска Быстрый HDD-диск
9. HDD SATA Один гигабайт HDD-диска HDD-диск

Дополнительные услуги и работ

В процессе эксплуатации платформы возникает потребность в доработках или иных работах и услугах. Указана таблица с типовыми «дополнительными» услугами.

Услуги/работы
1. Предоставление «белого» IP-адреса в облаке HealthOS, 1 мес
2. Доработка ПО платформы, автоматизированный сбор данных, наполнение базы знаний, дообучение ИИ, 1 чел/час
3. Установка или конфигурирование ПО платформы в облаке HealthOS, 1 чел/час
4. Установка или конфигурирование ПО платформы на оборудовании HealthOS на площадке заказчика, 1 чел/час
5. Консультация сотрудника технической поддержки, 1 чел/час

Для получения прайс-листа направьте письмо на адрес sales@rtlab.ru с указанием в теме письма «Прайс-лист на конфигурацию Научная лаборатория» и контактными данными для обратной связи.