Поставка Цифровой стационар

Общие сведения

Поставка платформы HealthOS в конфигурации «Цифровой стационар» включает в себя

  1. Программные компоненты
  2. Ролевая модель, обеспечивающая высокий уровень информационной безопасности
  3. Базовые карты знаний, обеспечивающие высокий уровень эффективности автоматизации процессов ОРИТ стационара многопрофильного медицинского центра. Сценарии использования, обеспечиваемые базовыми картами знаний, приведены в отдельном разделе.

Программные компоненты

Компонент Описание
1 Ассистент Ассистент обеспечивает интерфейс пользователя для создания медицинских записей или просмотра электронной карты пациента и взаимодействия с базой знаний или цифровым двойником пациента.
2 Концентратор Концентратор в автоматическом режиме получает данные от медицинского оборудования, исполняет протоколы определения признаков, формирует и записывает медицинские записи в оперативную базу данных. Не имеет интерфейса пользователя.
3 Конструктор Конструктор представляет собой автоматизированную среду разработки карт знаний и доверенного ИИ в виде программных модулей – автоматизированных рабочих мест (АРМ), микросервисов преобразования данных (DApp), микросервисов семантического декодирования данных (MApp) или сценариев управления процессом (BPM-script). Разработанные в конструкторе карты знаний и программные модули исполняются в Концентраторе, Ассистенте, и BPM Engine.
4 Тезаурус Тезаурус представляет собой автоматизированную среду визуализации и наполнения гиперграфа терминов. Термины используются при создании, преобразовании, анализе и визуализации медицинских записей. Гиперграф терминов состоит из совокупности иерархий, основанных на общих терминах. Термины являются вершинами гиперграфа. Отношения между терминами являются ребрами гиперграфа.
5 База знаний База знаний представляет собой хранилище нормативно-справочной информации Минздрава, научных статей и публикаций, карт знаний, медицинских записей и данных мониторинга пациента, а также чат-бот, обеспечивающий автоматизацию работы с накопленными данными и другой неструктурированной информацией на естественном языке (русский, английский). В конфигурации системы, которая поддерживает Летопись пациента, обеспечивается возможность ведения диалога с доверенным ИИ, который оперирует данными цифрового двойника пациента. Это помогает улучшить понимание и дальнейшее использование клинической документации для научных и образовательных целей.
5 Аудитор рисков Аудитор рисков играет важную роль в обеспечении безопасности и надежности системы. Он необходим для выполнения следующих задач: получение информации о выявленных рисках искажения информации у одной или группы медицинских записей, анализа журнала операций выбранного автоматизированного рабочего места (АРМ), микросервиса преобразования данных (DApp), микросервиса семантического декодирования данных (MApp) или сценария управления процессом (BPM-script), аудита данных обучения и тестирования доверенных моделей ИИ, мониторинга метрик качества доверенных моделей ИИ.
6 Листы доступа Листы доступа (ЛД) в HealthOS основаны на механизме Role-BasedAccess Control (RBAC) Kubernetes. ЛД позволяют администратору точно настраивать, кто и к каким ресурсам может получить доступ. Это критически важно для обеспечения безопасности и контроля над распределенной системой, развернутой в кластере Kubernetes.

RBAC в Kubernetes работает через определение ролей и привязок ролей к субъектам (пользователям, группам, сервисам). Роли определяют, какие операции могут быть выполнены на каких ресурсах, а привязки ролей связывают эти разрешения с конкретными субъектами.

7 Оперативная база данных Оперативная база данных обеспечивает долгосрочное и надежное хранение данных медицинских карт, мониторинга пациентов, автоматизированных процессов, карт знаний и тезауруса.
8 BPM Engine Инфраструктурный компонент системы, обеспечивающий координацию автоматизированных и автоматических процессов, путем исполнения сценариев управления процессами (BPM-scripts).
9 Среда исполнения Инфраструктурный компонент системы, обеспечивающий эластичность и отказоустойчивость вычислений. В среде исполнения работают микросервисы семантического декодирования данных (MApp), микросервисы преобразования данных (DApp), BPM Engine, генеративный ИИ и другие компоненты.

Ролевая модель

Роль Обязанности
1 Санитарка Уход за пациентом и выполнение назначений врача реаниматолога-анестезиолога. Поддержание чистоты и порядка в ОРИТ, гигиенические процедуры с пациентом, кормление пациентов, смена постельного белья и одежды. Помощь медицинской сестре в проведении процедур и манипуляций, таких как установка периферических венозных катетеров и мочевых катетеров. Выполнение сбора и утилизации медицинских отходов. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики.
2 Палатная медицинская сестра Выполнение манипуляций согласно плану лечения или по назначению врача реаниматолога-анестезиолога, выполнение манипуляций по уходу за пациентом, выходящих за рамки обязанностей санитарки. Помощь в проведении лечебных и диагностических мероприятий врачу реаниматологу-анестезиологу. Выполнение сбора и утилизации медицинских отходов. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики.
3 Старшая медицинская сестра Организация работы среднего и младшего медицинского персонала, обеспечение качественного ухода за пациентами, управление медицинскими ресурсами и оборудованием, ведение документации, а также коммуникацию и координацию с другими сотрудниками или подразделениями стационара. Это включает в себя контроль за своевременным проведением лечебных манипуляций, подготовку больных к диагностическим процедурам, контроль состояния тяжелых и лежачих пациентов, составление порционных меню-заявок на пищеблок, организацию диетпитания, контроль обеспеченности перевязочным материалами, средствами дезинфекции, медикаментами, инструментами и оборудованием, а также обязательной медицинской документации ОРИТ.
4 Постовая медицинская сестра Мониторинг состояния пациентов. Прием и размещение пациентов в ОРИТ, проверка качества санитарной обработки вновь поступивших. Проверка передач пациентам для недопущения приема противопоказанной пищи и напитков. Участие в обходах врачей, доклад о состоянии пациентов, фиксация назначений по лечению, диете, уходу. По поручению врача анестезиолога-реаниматолога создание заявок на диагностические обследования пациентов. Изоляция пациентов в агональном состоянии. Подготовка трупов умерших для направления в патологоанатомическое отделение. Осмотр помещений ОРИТ при приеме дежурства, проверка состояния электроосвещения, наличия инвентаря и оборудования. Контроль выполнения пациентами и их посетителями санитарно-эпидемиологического режима, а также графика посещений. Контроль над санитарным состоянием палат, личной гигиеной пациентов, выполнением гигиенических процедур, сменой белья. Выполнение манипуляций согласно плану лечения или по назначению врача реаниматолога-анестезиолога, выполнение манипуляций по уходу за пациентом при отсутствии палатной медицинской сестры. Выполнение сбора и утилизации медицинских отходов. Соблюдение санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики.
5 Врач реаниматолог-анестезиолог Проведение реанимационных мероприятий илиинтенсивной терапии у пациентов, находящихся в критическом или тяжёлом состоянии. Проведение анестезии у пациентов. Контроль состояния пациентов, проведение диагностики, выполнение назначений,принятие решений о необходимости хирургического вмешательства или других медицинских процедурах интенсивной терапии. Координация работы среднего и младшего медицинского персонала. Консультации с врачами-специалистами. Руководство процессом леченияпациента. Повышение квалификации и научная работа.
6 Руководитель отделения Планирование и организация работы отделения. Подбор, обучение, развитие и мотивация сотрудников отделения, оценка их работы и принятие решений о продвижении по службе. Контроль за соблюдением стандартов и протоколов лечения, качеством оказываемой медицинской помощи, анализ результатов работы, при необходимости планирование и реализация мер по улучшению качества. Составление бюджета отделения, контроль расходов и доходов, обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов. Взаимодействие и сотрудничество с внешними организациями. Организация и проведение научной работы отделения. Оформление документов, заключение договоров, решение юридических вопросов и организация административных процессов в отделении. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности.
7 Администратор системы Установка, конфигурирование и обновление версий карт знаний и программного обеспечения платформы. Техническая поддержка пользователей, помощь в решении проблем с программным обеспечением платформы, обучение сотрудников отделения работе с картами знаний и программным обеспечением платформы. Архивирование, резервное копирование и восстановление данных. Удаление данных без возможности восстановления при истечении срока архивного хранения медицинских карт пациентов. Мониторинг программного обеспечения платформы и анализ журналов ошибок и выявленных рисков для выявления проблем и принятия мер по их устранению. Планирование расходов на продление и/или приобретение новых лицензий, увеличение мощности ИТ-оборудования. Организация расследований инцидентов, связанных с ошибками пользователей или иными проблемами, за исключением инцидентов информационной безопасности.
8 Администратор информационной безопасности Конфигурирование ролевой модели и листов доступа. Отслеживание аномальной активности пользователей, обнаружение и реакция на попытки взлома, получения доступа к данным в обход ролевой модели, атаки вредоносного ПО и другие инциденты безопасности. Организация расследований инцидентов, связанных с информационной безопасностью. Сотрудничество с правоохранительными органами в случае нарушения безопасности или утечки данных.

Базовые карты знаний

Карта знаний Описание
1 Выписной эпикриз Конфигурация АРМ Выписной (переводной) эпикриз
2 Гигиенический режим Конфигурация АРМ Регистрация фактов наличия СИЗ и других событий гигиенического режима
3 Движение пациентов Конфигурация АРМ Регистрация движения пациента
4 Инструменты и оборудование Конфигурация АРМ Конфигурация инструментов и оборудования
5 Кормление пациентов Конфигурация АРМ Регистрация кормления пациентов ОРИТ
6 Лучевая нагрузка Конфигурация АРМ Лучевая нагрузка пациента
7 Манипуляции ОРИТ Конфигурация АРМ Регистрация манипуляций ОРИТ
8 Меню диетпитания Конфигурация АРМ Ведение меню диетического питания пациентов ОРИТ
9 Мониторинг пациента Конфигурация АРМ Мониторинг выбранного пациента
10 Назначения Конфигурация АРМ Лист внеплановых назначений
11 Оперативное вмешательство Конфигурация АРМ Протокол оперативного вмешательства
12 План лечения Конфигурация АРМ План лечения пациента
13 Посмертный эпикриз Конфигурация АРМ посмертный эпикриз
14 Пост мониторинга ОРИТ Конфигурация АРМ Пост мониторинга ОРИТ на 12 пациентов
15 Прием лекарственных средств Конфигурация АРМ Регистрация фактов приема лекарственных средств пациентами ОРИТ
16 Ретроспективный анализ Конфигурация АРМ Ретроспективный анализ выбранного пациента ОРИТ
17 Санитарно-эпидемиологический режим Конфигурация АРМ Регистрация событий санитарно-эпидемиологического режима ОРИТ
18 Сбор и утилизация медицинских отходов Конфигурация АРМ Регистрация утилизации медицинских отходов ОРИТ
19 Соматический статус Конфигурация АРМ Осмотр пациента терапевтом в приемном отделении
20 Соматический статус ОРИТ Конфигурация АРМ Осмотра пациента реаниматологом-анестезиологом с оценкой тяжести состояния по стандартным шкалам