Эволюция знаний

Эволюция знаний — это процесс постепенного развития и изменения культуры накопления и хозяйственного использования знаний, который происходит при смене различных «когнитивных эпох». Смена эпох трансформирует культуру накопления и хозяйственного использования знаний, влияя на социальные и физические среды, в которых происходит естественный когнитивный отбор. Согласно теории катастроф, переходы между эпохами происходят скачкообразным образом: ароморфоз обеспечивает переход в более сложную эпоху, а деградация обеспечивает переход в менее сложную эпоху. Аналогично географически распределенным биологическим системам, разные когнитивные эпохи могут существовать в одно и то же время на одной и той же территории.

Ароморфоз — это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением качества жизнедеятельности. Понятие «ароморфоз» получило широкое распространение преимущественно в русскоязычной литературе, благодаря работам А. Н. Северцова (1866—1937) в области изучения морфологических закономерностей эволюции. Ароморфоз приводит к возникновению новых высокоорганизованных систематических групп, которые занимают другую среду обитания и приспосабливаются к условиям существования.

Под более сложной эпохой понимается большее разнообразие накопления и хозяйственного использования знаний относительно предыдущей эпохи. Под менее сложной эпохой понимается меньшее разнообразие культуры накопления и хозяйственного использования знаний относительно предыдущей эпохи. Например, софистика менее сложная когнитивная эпоха, чем схоластика. При этом, «бюрократическая» наука — более сложная когнитивная эпоха, чем схоластика.

Дегенерация — это эволюционное изменение, приводящее к упрощению организации и сужению жизненных условий. Это направление эволюции, при котором происходит упрощение организации, утрата некоторых органов или функций, приспособление к ограниченным условиям существования. Дегенерация может происходить как в результате адаптации к специфическим условиям среды, так и в результате потери адаптаций к более широкому кругу условий.

Когнитивные эпохи

В современном «западно-центрическом мире» в различном масштабе существуют четыре когнитивные эпохи:

  1. Схоластика
  2. Софистика
  3. «Бюрократическая» наука
  4. Экономика знаний.

Когнитивная эпоха — это период в истории социальной группы, характеризуемый доминирующей культурой накопления и хозяйственного использования знаний. Именно доминирующая в социальной группе культура накопления и хозяйственного использования знаний является «искомой величиной», которая отличает одну когнитивную эпоху от другой.

Эволюция знаний

 

Схоластика

Схоластика — это систематическая философия, которая представляет собой синтез христианского богословия и философии Аристотеля. Она характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Основная проблематика схоластики включает в себя вопросы веры и знания, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий). Схоластика также характеризуется составлением «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу, доскональным изучением поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений, а также высокой культурой цитирования. В повседневном общении схоластикой часто называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Схоластика решает следующие задачи:

  1. Исследование и объяснение различных религиозных и философских вопросов.
  2. Установление связи между различными религиозными и философскими идеями.
  3. Разработка методов логического рассуждения и аргументации.
  4. Создание учебных программ для студентов, изучающих философию и теологию.
  5. Участие в дискуссиях и спорах о различных философских и религиозных вопросах.

Софистика

Софистика — это метод ведения дискуссии, основанный на использовании различных уловок и хитростей для убеждения оппонента в своей правоте. Чтобы добиться своей цели софисты используют различные приемы, такие как подмена понятий, игра слов, ложные аргументы и т.д.

Софистика решает следующие задачи:

  1. Обман оппонента с целью достижения своей цели.
  2. Использование различных уловок для убеждения оппонента.
  3. Манипуляция общественным мнением для достижения своих целей.
  4. Защита своих убеждений и ценностей от критики.
  5. Развитие навыков аргументации и логического мышления.

«Бюрократическая» наука

«Бюрократическая» наука — это концепция управления наукой как глобальной организацией. Она предполагает, что организация должна быть управляема в соответствии с определенными правилами и процедурами, чтобы обеспечить эффективность, справедливость и доступность научных результатов. В теории, научная организация должна иметь различные должности, которые зарабатываются, а не наследуются, и руководствоваться правилами принятия решений, профессионализмом, субординацией, определенной ответственностью и ограниченным авторитетом.

Основная задача «бюрократической» науки — обеспечить эффективное и справедливое управление научной организацией. Она стремится создать систему, в которой решения принимаются на основе правил и процедур, а не личных предпочтений или влияний. Это позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость в принятии решений, а также минимизировать возможность коррупции и злоупотребления властью.

Однако рост «аппарата» управления сложной научной организацией приводит к различным негативным последствиям.

  1. Замедление процесса научных исследований. Бюрократические процедуры могут замедлить процесс научных исследований, так как требуют времени и усилий для их выполнения. Это может привести к задержкам в проведении исследований и затягиванию процесса публикации результатов.
  2. Ограничение творческого мышления. Бюрократические процедуры могут ограничивать творческое мышление ученых, так как они требуют строгого соблюдения субординации, правил и процедур. Это может привести к тому, что ученые будут бояться экспериментировать и рисковать, что может привести к потере инновационных идей.
  3. Увеличение затрат. Рост бюрократии может привести к увеличению затрат на проведение научных исследований. Это может быть связано с необходимостью выполнения бюрократических процедур, а также с увеличением времени, затрачиваемого на заполнение форм и согласование отчетов.
  4. Потеря качества. Бюрократические процедуры могут привести к потере качества научных исследований. Это может быть связано с тем, что ученые будут вынуждены следовать субординации, правилам и процедурам, даже если они не соответствуют лучшим практикам или не приводят к наилучшим результатам.
  5. Потеря мотивации. Рост бюрократии может привести к потере мотивации у ученых. Это может быть связано с тем, что ученые будут чувствовать себя ограниченными в своих исследованиях и не будут иметь возможности для творческого мышления и инноваций.

Экономика знаний

Экономика знаний — это экономическая система, в которой знания играют роль ключевого экономического ресурса в производстве, обмене и потреблении товаров и услуг. Знания в этой экономической системе становятся товаром, который выводится на рынок как основной фактор производства, а инновации и технологии управления хозяйственным оборотом знаний — становятся главным двигателем экономического роста.

Экономика знаний характеризуется высокой долей высокотехнологичных отраслей, таких как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и другие. Роль научных исследований в экономике знаний растет, при этом к знаниям, как результатам хозяйственной деятельности, начинают предъявлять требования об уровне качества. В таких условиях поставщики знаний берут на себя гарантийные обязательства и обеспечивают  стабильность уровня качества поставляемых знаний.

Для успешного функционирования экономики знаний необходимо развивать инфраструктуру накопления и хозяйственного использования знаний, а также создавать условия для формирования между различными участниками экономической деятельности длинных цепочек обмена и потребления знаний.

Условием для вхождения в когнитивную эпоху экономики знаний является завершение цифровой трансформации и построение экономики данных.

Экономика данных — это экономическая система, которая обеспечивает стабильную монетизацию уникальных данных. Она решает задачи, связанные с управлением, анализом и использованием больших объемов данных, которые генерируются в современном мире. Экономика данных включает в себя такие области, как обработка и анализ больших данных, искусственный интеллект, облачные вычисления, интернет вещей и другие технологии, которые позволяют эффективно использовать данные для хозяйственной деятельности. Она также включает в себя вопросы, связанные с происхождением, аудитом и защитой данных, конфиденциальностью и этикой использования данных. Экономика данных является ключевым фактором для развития и роста различных отраслей, таких как финансы, здравоохранение, розничная торговля и другие.

Понимание эволюции знаний

Известно несколько подходов к пониманию эволюции знаний:

  • Теория двойной наследственности
  • Эволюционная эпистемология
  • Теория когнитивного капитализма
  • Теория когнитивного отбора.

Теория двойной наследственности

Теория двойной наследственности была предложена в начале ХХ века и объясняет процесс формирования индивидуальных психологических особенностей человека. Согласно этой теории, психологические особенности человека определяются двумя факторами: наследственностью и средой.

Наследственность включает в себя генетические факторы, которые передаются от родителей к потомству. Среда включает в себя все внешние факторы, такие как социальные условия, образование, культура и т. д.

Теория двойной наследственности решает две основные задачи:

  • Объясняет, как наследственность и среда взаимодействуют при формировании индивидуальных психологических особенностей.
  • Помогает понять, как можно влиять на развитие личности, используя различные методы воспитания и обучения.

Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология — это направление в философии, которое изучает процесс познания с точки зрения его эволюции. Эта теория утверждает, что наши знания являются результатом биологической и культурной эволюции, а не просто продуктом нашего разума.

Основные задачи, которые решает эволюционная эпистемология, включают:

  • Объяснение того, как наши познавательные способности развивались в процессе эволюции.
  • Изучение того, как эволюция влияет на наше восприятие мира и наше знание о нем.
  • Исследование того, как культурные и биологические факторы взаимодействуют в процессе познания.
  • Объяснение различий в познавательных способностях разных видов животных и людей.

Теория когнитивного капитализма

Когнитивный капитализм — это экономическая система, основанная на использовании знаний для получения прибыли. Эта концепция предполагает, что знания являются основным ресурсом экономики и что компании должны активно инвестировать в исследования и разработки для создания новых продуктов и услуг.

Теория когнитивного капитализма решает следующие задачи:

  • Определение знаний как основного ресурса экономики и обоснование необходимости инвестиций в их развитие.
  • Разработка методов оценки стоимости знаний и интеллектуальной собственности.
  • Создание механизмов стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности компаний.
  • Формирование новой системы образования, ориентированной на подготовку специалистов в области информационных технологий и управления знаниями.

Теория когнитивного отбора

Теория когнитивного отбора — это подход к изучению эволюции познавательных способностей, который предполагает, что эволюция происходит через закрепление когнитивных процессов, которые позволяют индивидуумам эффективно решать проблемы, связанные с адаптацией в своей социальной группе.

Основная задача теории когнитивного отбора — объяснить, как и почему наш мозг постоянно отбирает информацию, которая важна для нас, и игнорирует ту, которая не важна. Это позволяет нам сосредоточиться на важных вещах и не отвлекаться на ненужные. Теория предполагает, что когнитивные способности развиваются в результате освоения культуры социальной группы, в которую попадает индивид, при этом в процессе освоения более успешные когнитивные процессы закрепляются, а менее успешные — забываются.

Теория когнитивного отбора решает следующие задачи:

  • Объясняет, почему мы не можем запомнить всю информацию, которую мы получаем.
  • Объясняет, почему мы часто забываем информацию, которая кажется нам не важной.
  • Помогает понять, как улучшить свою память и внимание.

Статья создана с помощью большой языковой модели. Для получения консультаций по работе Виртуальной лаборатории — пишите на sales@rtlab.ru, указав в письме «Консультация по использованию Виртуальной лаборатории».

Оставьте комментарий