Эволюция знаний

Эволюция знаний — это процесс постепенного развития и стабилизации культуры накопления и хозяйственного использования знаний, который происходит по времени как смена «когнитивных эпох». Когнитивная эпоха стабилизирует культуру накопления и хозяйственного использования знаний, влияя на социальные и физические среды, в которых происходит естественный когнитивный отбор. При смене эпохи – происходит трансформация культуры хозяйственного использования знаний. Согласно теории катастроф, переходы между эпохами происходят скачкообразным образом: ароморфоз обеспечивает переход в более «сложную» эпоху, а деградация обеспечивает переход в менее «сложную» эпоху.

Известно, что в кайнозое на каждом континенте сформировались животные сообщества, что привело к большому разнообразию видов, обособленных в рамках своего континента. Это явление известно как «расхождение» континентов.‍‍ Аналогично «расхождению» континентов, когда на разных континентах одновременно существуют разные «биологические эпохи», «когнитивные эпохи» также могут существовать одновременно, при этом они могут существовать на общей территории, так как «носителем» когнитивной эпохи является культурное сообщество. Известно, что культурные сообщества могут жить на одной территории практически не взаимодействуя друг с другом с точки зрения обмена знаниями как культурными артефактами.

Ароморфоз — это прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением качества жизнедеятельности. Понятие «ароморфоз» получило широкое распространение преимущественно в русскоязычной литературе, благодаря работам А. Н. Северцова (1866—1937) в области изучения морфологических закономерностей эволюции. Ароморфоз приводит к возникновению новых высокоорганизованных систематических групп, которые занимают другую среду обитания и приспосабливаются к условиям существования.

Под более сложной эпохой понимается большее разнообразие культуры накопления и хозяйственного использования знаний относительно предыдущей эпохи. Под менее сложной эпохой понимается меньшее разнообразие культуры накопления и хозяйственного использования знаний относительно предыдущей эпохи. Например, софистика менее сложная когнитивная эпоха, чем схоластика. При этом, наука — более сложная когнитивная эпоха, чем схоластика.

Дегенерация — это эволюционное изменение, приводящее к упрощению организации и сужению жизненных условий. Это направление эволюции, при котором происходит упрощение организации, утрата некоторых органов или функций, приспособление к ограниченным условиям существования. Дегенерация может происходить как в результате адаптации к специфическим условиям среды, так и в результате потери адаптаций к более широкому кругу условий.

Когнитивные эпохи

В современном «западно-центрическом мире» в различном масштабе существуют четыре когнитивные эпохи (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Софистика
  2. Схоластика
  3. «Бюрократическая» наука
  4. Экономика знаний.

Когнитивная эпоха — это период в истории социальной группы, характеризуемый доминирующей культурой накопления и хозяйственного использования знаний. Именно доминирующая в социальной группе культура накопления и хозяйственного использования знаний является «искомой величиной», которая отличает одну когнитивную эпоху от другой.

Эволюция знаний

 

 

Софистика

Софистика — это метод ведения дискуссии, основанный на использовании различных уловок и хитростей для убеждения оппонента в своей правоте. Чтобы добиться своей цели софисты используют различные приемы, такие как подмена понятий, игра слов, ложные аргументы и т.д.

Софистика решает следующие задачи:

  1. Обман оппонента с целью достижения своей цели.
  2. Использование различных уловок для убеждения оппонента.
  3. Манипуляция общественным мнением для достижения своих целей.
  4. Защита своих убеждений и ценностей от критики.
  5. Развитие навыков аргументации и логического мышления.

Схоластика

Схоластика — это систематическая философия, которая представляет собой синтез христианского богословия и философии Аристотеля. Она характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Основная проблематика схоластики включает в себя вопросы веры и знания, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий). Схоластика также характеризуется составлением «Сумм» — всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу, доскональным изучением поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений, а также высокой культурой цитирования. В повседневном общении схоластикой часто называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Схоластика решает следующие задачи:

  1. Исследование и объяснение различных религиозных и философских вопросов.
  2. Установление связи между различными религиозными и философскими идеями.
  3. Разработка методов логического рассуждения и аргументации.
  4. Создание учебных программ для студентов, изучающих философию и теологию.
  5. Участие в дискуссиях и спорах о различных философских и религиозных вопросах.

«Бюрократическая» наука

«Бюрократическая» наука — это «современная» наука, основанная на концепции управления наукой как глобальной организацией. Она предполагает, что организация должна быть управляема в соответствии с определенными правилами и процедурами, чтобы обеспечить эффективность, справедливость и доступность научных результатов. В теории, научная организация должна иметь различные должности, которые зарабатываются, а не наследуются, и руководствоваться правилами принятия решений, профессионализмом, субординацией, определенной ответственностью и ограниченным авторитетом.

Основная задача «бюрократической» науки — обеспечить эффективное и справедливое управление научной организацией. Она стремится создать систему, в которой решения принимаются на основе правил и процедур, а не личных предпочтений или влияний. Это позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость в принятии решений, а также минимизировать возможность коррупции и злоупотребления властью.

Однако рост «аппарата» управления сложной научной организацией приводит к различным негативным последствиям.

  1. Замедление процесса научных исследований. Бюрократические процедуры могут замедлить процесс научных исследований, так как требуют времени и усилий для их выполнения. Это может привести к задержкам в проведении исследований и затягиванию процесса публикации результатов.
  2. Ограничение творческого мышления. Бюрократические процедуры могут ограничивать творческое мышление ученых, так как они требуют строгого соблюдения субординации, правил и процедур. Это может привести к тому, что ученые будут бояться экспериментировать и рисковать, что может привести к потере инновационных идей.
  3. Увеличение затрат. Рост бюрократии может привести к увеличению затрат на проведение научных исследований. Это может быть связано с необходимостью выполнения бюрократических процедур, а также с увеличением времени, затрачиваемого на заполнение форм и согласование отчетов.
  4. Потеря качества. Бюрократические процедуры могут привести к потере качества научных исследований. Это может быть связано с тем, что ученые будут вынуждены следовать субординации, правилам и процедурам, даже если они не соответствуют лучшим практикам или не приводят к наилучшим результатам.
  5. Потеря мотивации. Рост бюрократии может привести к потере мотивации у ученых. Это может быть связано с тем, что ученые будут чувствовать себя ограниченными в своих исследованиях и не будут иметь возможности для творческого мышления и инноваций.

Экономика знаний

Экономика знаний — это экономическая система, в которой знания играют роль ключевого экономического ресурса в производстве, обмене и потреблении товаров и услуг. Знания в этой экономической системе становятся товаром, который выводится на рынок как основной фактор производства, а инновации и технологии управления хозяйственным оборотом знаний — становятся главным двигателем экономического роста.

Экономика знаний характеризуется высокой долей высокотехнологичных отраслей, таких как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и другие. Роль научных исследований в экономике знаний растет, при этом к знаниям, как результатам хозяйственной деятельности, начинают предъявлять требования об уровне качества. В таких условиях поставщики знаний берут на себя гарантийные обязательства и обеспечивают  стабильность уровня качества поставляемых знаний.

Для успешного функционирования экономики знаний необходимо развивать инфраструктуру накопления и хозяйственного использования знаний, а также создавать условия для формирования между различными участниками экономической деятельности длинных цепочек обмена и потребления знаний.

Условием для вхождения в когнитивную эпоху экономики знаний является завершение цифровой трансформации и построение экономики данных.

Экономика данных — это экономическая система, которая обеспечивает стабильную монетизацию уникальных данных. Она решает задачи, связанные с управлением, анализом и использованием больших объемов данных, которые генерируются в современном мире. Экономика данных включает в себя такие области, как обработка и анализ больших данных, искусственный интеллект, облачные вычисления, интернет вещей и другие технологии, которые позволяют эффективно использовать данные для хозяйственной деятельности. Она также включает в себя вопросы, связанные с происхождением, аудитом и защитой данных, конфиденциальностью и этикой использования данных. Экономика данных является ключевым фактором для развития и роста различных отраслей, таких как финансы, здравоохранение, розничная торговля и другие.

Понимание эволюции знаний

Известно несколько подходов к пониманию эволюции знаний:

  • Теория двойной наследственности
  • Эволюционная эпистемология
  • Теория когнитивного капитализма
  • Теория когнитивного отбора.

Теория двойной наследственности

Теория двойной наследственности была предложена в начале ХХ века и объясняет процесс формирования индивидуальных психологических особенностей человека. Согласно этой теории, психологические особенности человека определяются двумя факторами: наследственностью и средой.

Наследственность включает в себя генетические факторы, которые передаются от родителей к потомству. Среда включает в себя все внешние факторы, такие как социальные условия, образование, культура и т. д.

Теория двойной наследственности решает две основные задачи:

  • Объясняет, как наследственность и среда взаимодействуют при формировании индивидуальных психологических особенностей.
  • Помогает понять, как можно влиять на развитие личности, используя различные методы воспитания и обучения.

Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология — это направление в философии, которое изучает процесс познания с точки зрения его эволюции. Эта теория утверждает, что наши знания являются результатом биологической и культурной эволюции, а не просто продуктом нашего разума.

Основные задачи, которые решает эволюционная эпистемология, включают:

  • Объяснение того, как наши познавательные способности развивались в процессе эволюции.
  • Изучение того, как эволюция влияет на наше восприятие мира и наше знание о нем.
  • Исследование того, как культурные и биологические факторы взаимодействуют в процессе познания.
  • Объяснение различий в познавательных способностях разных видов животных и людей.

Теория когнитивного капитализма

Когнитивный капитализм — это экономическая система, основанная на использовании знаний для получения прибыли. Эта концепция предполагает, что знания являются основным ресурсом экономики и что компании должны активно инвестировать в исследования и разработки для создания новых продуктов и услуг.

Теория когнитивного капитализма решает следующие задачи:

  • Определение знаний как основного ресурса экономики и обоснование необходимости инвестиций в их развитие.
  • Разработка методов оценки стоимости знаний и интеллектуальной собственности.
  • Создание механизмов стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности компаний.
  • Формирование новой системы образования, ориентированной на подготовку специалистов в области информационных технологий и управления знаниями.

Теория когнитивного отбора

Теория когнитивного отбора — это подход к изучению эволюции познавательных способностей, который предполагает, что эволюция происходит через закрепление когнитивных процессов, которые позволяют индивидуумам эффективно решать проблемы, связанные с адаптацией в своей социальной группе.

Основная задача теории когнитивного отбора — объяснить, как и почему наш мозг постоянно отбирает информацию, которая важна для нас, и игнорирует ту, которая не важна. Это позволяет нам сосредоточиться на важных вещах и не отвлекаться на ненужные. Теория предполагает, что когнитивные способности развиваются в результате освоения культуры социальной группы, в которую попадает индивид, при этом в процессе освоения более успешные когнитивные процессы закрепляются, а менее успешные — забываются.

Теория когнитивного отбора решает следующие задачи:

  • Объясняет, почему мы не можем запомнить всю информацию, которую мы получаем.
  • Объясняет, почему мы часто забываем информацию, которая кажется нам не важной.
  • Помогает понять, как улучшить свою память и внимание.

 


Статья создана с помощью большой языковой модели. Для получения консультаций по работе Виртуальной лаборатории — пишите на sales@rtlab.ru, указав в письме «Консультация по использованию Виртуальной лаборатории».